О чем собственно…?
Мы продолжаем пробовать давать народу тренинги в свободное пользование. Надеюсь после наших первых попыток у кого-то уже есть результаты. Этот материал был одним из первых и возможно вы найдете здесь знакомые нотки, ранее звучавшие в других местах.
ЦЕЛЬ ТРЕНИНГА:
Формирование навыков творческого мышления. Усвоение техник, облегчающих креативность. Определение собственных способов эффективного творчества. Обучение способам изменения собственных состояний, как фактора определяющего эффективность процесса творчества.
ЗАНЯТИЕ №1: «Масштабы и их значение в контексте творчества». (время – 3 часа)
ЦЕЛЬ: Интеграция группы. Формирование принципов тренинга. Создание мотивации к работе. Определение индивидуальных шаблонов эффективного творчества и овладение навыками креативного мышления. Освоение техник масштабирования – «РАСКРУТКИ». Создание мотивации к использованию техник масштабирования вне контекста тренинга.
- Тренинг начинается со знакомства и интеграции группы, параллельно чему производится сбор ожиданий от тренинга, формируется мотивация к работе участников группы формулируются принципы тренинговой работы: (время – 15 мин.);
ПРИНЦИПЫ:
- Равенство участников;
- Добровольность;
- Активность;
- Взаимопомощь и взаимоподдержка;
- Критика должна быть конструктивной;
- Разминка. Упражнение «ПРИВЕТ» (время 10 минут).
- Цель упражнения: объединение группы, запуск положительных эмоций и коммуникации.
- Демонстрация.
- Инструкция: участники, стоя, здороваются друг с другом. Участник №1 здоровается с участником №2 за руку, после чего, продолжая удерживать его руку, здоровается свободной рукой с участником №3. Затем участник отпускает руку участника №2 и, продолжая удерживать руку участника №3, здоровается с участником №4 и так со всеми.
- Выполнение упражнения.
- Обсуждение.
- Связка-переход к теме масштабирования.
- Раскрытие темы масштабирования (время 30 мин.).
Существует много значений творчества. В любом случае творчество это всегда что-то новое, свежее, непохожее. Это когда объединяются два нестыкующихся элемента и делается это гармонично. Примером этого может служить юмор, шутки, анекдоты. Юмор всегда содержит элемент творчества. (- Вовочка, назови мне пять домашних животных. – Три кота, две собаки). Далее нами отобраны и приведены вам определенные варианты, алгоритмы оригинального и своеобразного творения.
РАСКРУТКИ:
Существует три способа мышления: обобщение, деталировка и аналогия. С их помощью можно научиться масштабировать свои цели и задачи, классифицировать предметы и явления, выявлять элементы и находить похожие примеры. Этим человек делает себе жизнь проще. Растет и креативность. Например, ребенок один раз обжегшись огнем, делает вывод, о том, что с огнем во всех его проявлениях надо быть осторожным, будь то костер или огонь зажигалки. Однако этим же образом это работает и в обратном направлении, то есть может ограничивать человека. Человек привыкает мыслить эдакими шаблонами, которые зачастую мешают взглянуть на ситуацию либо явление по-новому, творчески подойти к задаче. Используя раскрутки, мы меняем масштаб обозрения и обсуждения темы и соответственно выходим за пределы шаблонов нашего мышления, конечно, если таковые имеются. И когда мы выходим за пределы шаблонов, то это уже творчество.
- Перерыв (10 мин).
- Поддержка коммуникации и положительных эмоций в группе. Связка-переход к выполнению упражнений (время 5 мин.).
- Упражнения на изменение масштабов – раскрутки: индукция, дедукция, традукция.
- Цель: определение собственных шаблонов эффективного творчества участников, начало формирования навыков креативного мышления и эффективного использования техник масштабирования (время 5 мин.).
- Демонстрация (время 5 мин.).
- Инструкции: все упражнения выполняются в микрогруппах по 3-4 человека (время выполнения каждого упражнения 10 минут);
Упражнение №1: Возьмите любое слово и попробуйте обобщить его по родовым признакам. (Например, диван – мебель – изделие).
Упражнение №2: Сделайте это же с предложением или утверждением. (Шла Саша по шоссе – Женщина передвигалась по дороге – Организм перемещался в пространстве – Что-то менялось).
Обсуждение: Основная задача: закрепление полученных навыков индукции, нейтрализация возможных трудностей, промежуточный сбор ожиданий, поддержка мотивации к дальнейшей работе (время 5 мин.).
Упражнение №3: Возьмите любое слово и максимально уточним и детализируем его. (Например, диван – удобный диван – голубой удобный диван, который я сделал на досуге во вторник).
Упражнение №4: сделайте то же самое с предложением или утверждением (Шла Саша по шоссе – Александра Николаевна Зюкина шла по 245 шоссе в деревню Старые Хрычи)
Обсуждение: Основная задача: закрепление полученных навыков дедукции и их интеграция с навыками индукции, нейтрализация возможных трудностей, промежуточный сбор ожиданий, поддержка мотивации к дальнейшей работе (время 5 мин.).
Упражнение №5: А теперь возьмите любое слово или словосочетание и придумайте к нему аналогию или метафору (например, стул – велосипедное сидение — пень).
Упражнение №6: Снова попробуйте сделать тоже самое с предложением или утверждением (например, Шла Саша по шоссе – Ехал Грека через реку).
Обсуждение: Основная задача: закрепление полученных навыков дедукции и индукции, их интеграция с навыками традукции, нейтрализация возможных трудностей, промежуточный сбор ожиданий, поддержка мотивации к дальнейшей работе (время 5 мин.).
Упражнение №7: Теперь возьмите предложение и попробуйте обобщить его, уточнить или детализировать и придумать к нему метафору либо аналогию, а после этого постарайтесь обобщить первую часть предложения и уточнить вторую либо придумать метафору на первую часть и обобщить вторую. В общем, поиграйте с предложением самими разными способами.
- Обсуждение. Ответы на вопросы и получение обратной связи от группы. Подведение итогов модуля тренинга. Формирование связок с продолжением на следующем модуле. Возможно домашнее задание. Важно закрепить ощущение, что получено много полезного для работы (время 15 мин.).
ЗАНЯТИЕ №2: «Креативность, как контекстуальная и смысловая трансформация объекта творчества» (время – 3 часа).
ЦЕЛЬ: Продолжение интеграции группы. Создание мотивации к работе. Продолжение определения индивидуальных шаблонов эффективного творчества и овладения навыками креативного мышления. Освоение переописания контекста и содержания. Интеграция навыков использования техник масштабирования и переописания. Создание мотивации к использованию навыков креативного мышления
- Тренинг начинается с установления контакта с группой, узнать, как выполнено домашнее задание (если давалось), и ответить на вопросы. Параллельно этому собрать ожидания. Создать направленность к работе (время 15 мин.)
- Разминка. Упражнение «СТУЛ» (время 15 минут).
- Цель упражнения: запуск положительных эмоций и коммуникации, создание направленности к активной деятельности, определение и оценка эффективности индивидуальных паттернов креативности участников.
- Демонстрация.
- Инструкция: участники разбиваются на пары, берут стул, и каждый должен сесть на него двадцатью разными способами.
- Выполнение упражнения.
- Обсуждение. Важно чтобы участники осознали свои паттерны креативности.
- Связка-переход к теме переописания.
- Раскрытие темы переописания (время 30 мин.).
ПЕРЕОПИСАНИЕ:
Люди всегда и во всем ищут смысл. События происходят, но до тех пор, пока мы не придадим им смысл, не свяжем их с другими событиями в нашей жизни и не оценим возможные последствия, они не имеют для нас никакой важности. Какой смысл имеет ливень? Плохой, если вы на улице и без зонта. Хороший, если вы фермер и была засуха. Какой смысл имеет воровство? Плохой, если украли у Вас? Хороший, если Вы вор. Смысл любого события зависит от того, в какую рамку вы его помещаете. Когда Вы меняете рамку, как бы переописываете событие либо явление, вы меняете и смысл. А когда меняется смысл – это уже творчество.
Виды переописаний:
- Первый вариант переописания — это переописание содержания. Содержание – это то, на чем вы фокусируете свое внимание, придавая ему то значение, которое вам нравится. Вам придется поискать новый смысл у различных событий и явлений. В случае переописания содержания спросите себя: «Есть ли какая-нибудь более широкая рамка, где это поведение имело бы новую ценность? Что еще могло бы это означать?» «Как еще мог бы я описать ту же ситуацию?» Вы меняете содержание, оставляя контекст прежним. Возможно так же переописание содержания путем переописания функции, которую выполняет предмет или явление. (Пример: Надо мыть руки перед едой; Убив микроба – закусите;)
- Утверждение имеет смысл, только если оно находится в определенном контексте. Практически все в этом мире может оказаться полезным и новым в соответствующих обстоятельствах. Если Вы начнете раздеваться в центре города, то вас, скорее всего, арестуют, а на нудистском пляже, наоборот, у вас будут неприятности, если вы этого не сделаете. В случае переописания контекста спросите себя: «В каком контексте это явление (ситуация), могло бы оказаться ценным, новым? Когда и где это может оказаться полезным (необычным, оригинальным и т.д.)?» Представьте себе различные контексты, пока не найдете такой, где оценка ситуации меняется. Вы меняете контекст, оставляя содержание прежним.
Возможно так же совмещение идей переописания с идеями масштабирования. Тогда мы получаем пять вариантов переописания:
- Увеличить рамку;
- Уменьшить рамку;
- Сдвинуть рамку в сторону;
- Переописать содержание;
- Переописать контекст;
Более того, возможно одновременное использование нескольких видов переописаний и раскруток по отношению к одному явлению или ситуации. Например, (Близятся выборы – Скоро наступит 30 сентября 2007 года, когда многие, войдя в кабинку, легким движением руки сделают кому-то хорошо.)
- Перерыв (15 мин.)
- Поддержание положительных эмоций в группе. Связка-переход к выполнению упражнений (Время 5 мин.).
- Упражнения на переописания контекста и содержания:
- Цель: формирование навыка использования техник переописания и креативного мышления; осознание участниками своих паттернов креативности; синтез навыков использования техник переописания и масштабирования;
Упражнение №1: Участники делятся в микрогруппы по 4-5 человек. Каждая микрогруппа формулирует по десять утверждений, предложений и отдает свой лист ведущему. Ведущий собирает все листики и раздает их в другие микрогруппы. Получив лист, участники придумывают десять переописаний содержания утверждений, сформулированных другой микрогруппой. По окончании времени группы меняются листиками и продолжают пока не проработают листы с утверждениями всех групп (время 25 мин.).
Обсуждение: Основная задача: закрепление полученных навыков трансформации содержания объекта творчества, нейтрализация возможных трудностей, промежуточный сбор ожиданий, поддержка мотивации к дальнейшей работе (время 5 мин.).
Упражнение №2: Участники разбиваются в другие микрогруппы и так же пишут по десять утверждений. Задание такое же, как в предыдущем упражнении, только переописывается контекст (время 25 мин.).
Обсуждение: Основная задача: закрепление полученных навыков трансформации контекста объекта творчества, нейтрализация возможных трудностей, промежуточный сбор ожиданий, поддержка мотивации к дальнейшей работе (время 5 мин.).
Упражнение №3: Задание выполняется опять в микрогруппах, только участники сдают ведущему свои листики, где написано их определение творчества (креативности). После этого ведущий раздает листики в другие микрогруппы. Заданием является на каждое определение преложить все пять вариантов переописания либо по отдельности, либо комбинируя их между собой (время 25 мин.).
- Обсуждение. Ответы на вопросы и получение обратной связи от группы. Подведение итогов модуля тренинга. Формирование связок с продолжением на следующем модуле. Возможно домашнее задание. Важно закрепить ощущение, что получено много полезного для работы (время 15 мин.).
ЗАНЯТИЕ №3: «Готовые шаблоны техник креативности.» (время – 3 часа).
ЦЕЛЬ: Продолжение интеграции группы. Создание мотивации к работе. Продолжение осознания индивидуальных шаблонов эффективного творчества и овладения навыками креативного мышления. Освоение готовых техник облегчающий процесс креативности. Выработка навыков их использования. Интеграция навыков использования техник масштабирования, переописания с полученными техниками. Создание мотивации к использованию навыков креативного мышления в повседневной жизни.
- Тренинг начинается с установления контакта с группой, узнать, как выполнено домашнее задание (если давалось), и ответить на вопросы. Параллельно этому собрать ожидания. Создать переход от прошлых модулей к текущей теме. Создать направленность к работе (время 15 мин.)
- Разминка. Упражнение «Бейдж» (время 15 минут).
- Цель упражнения: запуск положительных эмоций и коммуникации, создание направленности к активной деятельности, определение и оценка эффективности индивидуальных паттернов креативности участников, формирование осознания выхода за фрейм.
- Демонстрация.
- Инструкция: участники берут себе бейдж, и каждый пишет на нем то имя, как он хочет, чтобы к нему обращались. После этого все встают в общий круг и начинают здороваться друг с другом, представляясь так, как написали у себя на бейдже и говоря о себе несколько характеризующих слов.
- Выполнение упражнения.
- Обсуждение. Важно чтобы участники осознали свои паттерны креативности, а также на примере фрейма имени осознали, как это выход за рамки.
- Связка-переход к теме переописания.
- Раскрытие темы: «Готовые техники переописания» (время 20 мин.).
ПЕРЕОПИСАНИЕ
Техника №1
Суть техники проста и представляет собой некий алгоритм, использующий все виды переописаний. Можно выполнять, как индивидуально, так и в группе.
Сперва, рисуется таблица, после этого выбирается несколько предметов, затем у каждого из выбранных предметов выбирается какое-то количество признаков (ну, например, по три) и вписываются в левую колонку таблицы. После сей процедуры, берем предмет №4 и подставляем уже выписанные признаки к этому предмету.
Примером данной техники может служить следующий вариант:
— Берем предмет №1 и выделяем 3 его признака: яблоко – круглое, красное, сочное;
— Берем предмет №2 и выделяем опять 3 признака: карандаш – длинный, деревянный, пишущий;
— А теперь подставим эти признаки к предмету – ноутбук. Что получается: ноутбук – круглый, красный, сочный, длинный, деревянный, пишущий. А теперь определяем, что нам дает полученное сочетание. Круглый ноутбук – интересно с точки зрения дизайна; красный ноутбук – уже существует; сочный ноутбук – не понятно, но может быть использовать сочные цвета в его оформлении либо изображение сочных фруктов; ноутбук длинный – не понятно; деревянный ноутбук – оригинально и где-то даже гламурно; пишущий ноутбук – интересно, можно увидеть в этом ноутбук с сенсорным экраном либо с встроенным блокнотом для записей.
- Демонстрация (время 5 мин.);
- Перерыв (15 мин.)
- Поддержание положительных эмоций в группе. Связка-переход к выполнению упражнений (Время 5 мин.).
- Упражнения на осваивание готовой техники переописания.
- Цель: формирование навыка использования готовых техник переописания и креативного мышления; осознание участниками своих паттернов креативности; синтез навыков использования готовых техник переописания с уже полученными знаниями (время 5 мин.);
Упражнение №1: Выполняется в группах из 4-5 человек. Возьмите ряд предметов, явлений и выделите у них по 3-4 признака. После этого возьмите то, что вам надо модернизировать, улучшить, сотворить и выполните подстановку признаков к тому, что надо улучшить (время 15 мин.).
- Обсуждение. Необходимо закрепить навык владения данной техникой, создать мотивацию к ее дальнейшему использованию в процессе творчества.
- Дальнейшее раскрытие темы использования готовых техник, облегчающих процесс креативности.
«Тело и сознание элементы одной системы»
Человеческий мозг устроен таким образам, что он не делает различий между воображаемым и реальным. Подумайте о чем-то, что вас заботит и обратите внимание на позу, в которой вы сидите. А теперь измените позу: раскиньте руки в стороны, поднимите голову, расправьте плечи и опять подумать о том же. Оцените, как думается. Даем 99%, что по-другому. С изменением положения тела, изменилось и восприятие ситуации. (Представьте, что будет, если вы подумаете об этом стоя на голове.) Все мы знаем, что если вспомнить лимон, то, как вы его разрезаете и видите стекающие, капли сока, и уже начинаете чувствовать его запах, а после берете отрезанный кусочек и кладете его в рот, то многие почувствуют слюноотделение. Интересно то, что лимона нет, а слюни есть. Лимон был в нашем воображении, а результат отразился на теле. Использовать это можно и нужно, а как использовать — описано нижеприведенными техниками. Суть их проста. Воображая что-либо в деталях, мы можем добиться выхода за рамки, увидеть ситуацию по-новому, узнать новое значение. А что это, если не творчество.
Техника №2
«Сдвиг своего Я»
- Задайте себе вопрос: «Я существую?». Если ответ положительный (ну мало ли что бывает), тогда спросите: «Где я существую? Где мой центр – центр моего я?»
- Определите для себя, где этот центр.
- Попробуйте переместить этот центр в другое место. Поймите, что изменилось, как теперь вам окружающий мир и вы сами.
- Переместите этот центр еще раз в другое место. Опять определите, что изменилось. Перемещайте столько, сколько хотите.
- Определите наиболее лучшее место из тех, куда вы перемещали свой центр.
- Если хотите, оставьте свой центр там, закрепив любым способом.
Техника №3
- Представьте шкалу с нужным количеством делений (от 1 до 10; от 1 до 100 и т.п.) и определите, какая она (ширина, высота, цвет, края, материал);
- Где на этой шкале можно отметить ваше состояние усталости;
- Удлините шкалу от нуля в другую сторону на столько же делений (если шкала от 1 до 10, то и в другую сторону до 10);
- Представьте, что вторая шкала измеряет противоположное усталости состояние (отдых, расслабление);
- А теперь изменяйте значение шкалы усталости до 0, а потом от 0 до той отметки шкалы, к примеру, расслабления, до которой считаете нужным. Поймите, как изменяется ваше состояние с изменением значения шкал;
- Если надо измените свое состояние еще раз на любое другое.
- Зафиксируйте это значение шкалы любым способом.
ПЕРЕНОС МАСТЕРСТВА
Жил-был Грегори Бейтсон, известный антрополог, психолог, философ, просто очень творческая личность, и было у него умение овладевать новыми знаниями, навыками и умениями с поразительной быстротой и легкостью. Что он делал? Он переносил все свои умения и навыки в новую для него пока неизвестную область и действовал по аналогии. Это действительно реально подумать о какой-то задаче в контексте того, что вы делаете очень творчески, оригинально, неординарно. О результатах такого подхода лучше судить после выполнения следующего упражнения.
Упражнение №12:
- Представьте себе область, в которой вы мастер, эксперт, виртуоз, очень креативны и созидательны. Будь то вышивание крестиком и гладью или игра на нервах.
- Вспомните в деталях последние несколько ситуаций в этой области.
- Представьте себе контекст задачи (проблемы), где, что и как надо сделать.
- Задайте себе ключевой вопрос, ответа на который вам не хватает для достижения желаемого.
- Спросите себя, как звучал бы этот вопрос в контексте того где вы мастер или очень креативны.
- Ответьте на него в том ясном и понятном контексте, где вы мастер своего дела.
- Спросите себя, как звучал бы ответ в контексте задачи или проблемы.
- Поняв этот ответ, найдите дополнительные или уточняющие вопросы, если они есть, чтобы вновь задать их в контексте вашего творчества.
- Двигайтесь так до полной ясности, понимания.
ПРИМЕР: Допустим вы большой специалист в приготовлении гречневой каши во всех доступных вариантах. И положим вы хотите выйти замуж (жениться). Тогда, задав себе вопрос: «Где найти подходящего мужчину?» — вы тут же переносите это в «кашный» контекст. К примеру, для вас это прозвучит (вообще у каждого по-своему) как «где найти подходящую воду». Ваш ответ: родниковая, фильтрованная и отстоянная. Что это значит применительно к замужеству (женитьбе)? Положим, вы решили, что это значит: «Подойдет мужчина из хорошей семьи, или из образованной среды, или в годах, чтобы суть уже была видна.» Теперь ваш вопрос: «Как такого привлечь?». В системе каши — это может осознаваться так: «Где найти родник, как фильтровать, как отстаивать?» Вы даете себе ответы на эти вопросы… и так далее. Очень важно помнить, что ответы здесь не бывают «правильными»: у каждого правила и творчество свое, которое дает результаты только им.
ФОРМИРУЕМ РЕЗУЛЬТАТ:
Льюис Кэрролл замечательно описал одну ситуацию в своем произведении «Алиса в Стране Чудес»:
— Вы не будете столь любезны, сказать мне, какой дорогой мне следует выйти отсюда?
— Это в значительной мере зависит от того, куда вы хотите прийти, — ответил кот.
— Мне безразлично куда, — сказала Алиса.
— Тогда нет разницы, какой дорогой ты пойдешь, — сказал кот.
Чем точнее вы определите, что вам надо, тем более творчески вы сможете это сделать. Не зная, что вам надо, нечего творить, не над чем импровизировать. Формулируя результат, который вам нужен, вы искусственно создаете себе рамку, за пределы которой вы будете выходить (т.е. чтобы продать что-нибудь ненужное, надо сначала купить что-нибудь ненужное). Далее по тексту вы увидите ряд вопросов, которые могут помочь определить то, что вам надо. Более того, если вы работаете с другим человеком, задав ему эти вопросы, вы получаете то, что хочет он. И, это дает вам возможность тут же переописать ему это более творчески, оригинально либо нестандартно.
Вопросы для формулировки результата:
- Чего конкретно я хочу? (цель должна быть сформулирована конкретно и утвердительно);
- Как я пойму, что достиг цели? (определяем, что будет тому подтверждением, например, премия от фирмы либо заключенная сделка);
- Где, с кем и когда вы хотите этого достичь? (цель находится в нужном контексте);
- Насколько это реально и достижимо? Что вы лично можете сделать? (вы должны быть способны достичь этой цели);
- Что хорошего даст мне достижение этой цели? Что плохого будет, если я ее достигну? (здесь надо понять, что вы приобретаете и что теряете);
- Что вам надо чтобы достичь этой цели? (свободное время, лист бумаги с ручкой, коллега по работе и др.);
- Какие препятствия могут быть на пути достижения цели?
- Что я сделаю уже сейчас, чтобы достичь цели?
Стратегия творчества Уолта Диснея:
Психологами создана модель стратегии, которую использовал Уолт Диснеи, удивительно творческий и успешный человек, работы которого продолжают дарить радость бесчисленному количеству людей повсюду в мире. Он мог бы стать прекрасным бизнес консультантом, потому что использовал общую стратегию творчества, которая может быть применена для любого типа проблем.
Сначала он создавал мечту или представление о фильме в целом. Он оценивал ощущения каждого действующего в фильме лица, воображая, как выглядит история глазами этого персонажа. Если фильм был мультипликационный, он поручал аниматорам рисовать персонажи с позиции этих ощущений.
Затем он смотрел на свой план реалистично. Он оценивал деньги, время, ресурсы и собирал всю необходимую информацию, чтобы убедиться, что фильм может быть успешно снят, что мечта может стать реальностью.
Когда представление о фильме было уже составлено, он вставал на другую позицию и смотрел на него с точки зрения критически настроенного зрителя. Он спрашивал самого себя:
«Это интересно? Это развлекательно? Встречается ли где-нибудь сухостой, как бы сильно я ни был привязан к этому персонажу?»
Дисней использовал три различных позиции: Мечтателя, Реалиста и Критика. Работавшие с ним люди знали об этих трех позициях, но никогда не знали заранее, в какой из трех он появится на встрече. Он, вероятно, уравновешивал совещание, добавляя ту позицию, которая была плохо представлена.
Вот стратегия, которую вы можете использовать формально:
- Выберите задачу, которой вы собираетесь заняться, она может быть настолько трудной, насколько вы хотите. Не думайте пока о ней. Подберите три места перед собой, в которые вы можете вступить. Одно для вашего Мечтателя, одно для Критика и одно для вашего Реалиста.
- Подумайте о том времени, когда вы на самом деле были креативны, когда ваш Мечтатель действительно создал нечто творческое. Войдите в расположенную перед вами позицию Мечтателя и переживите то время. Вы закрепили свои ресурсы и стратегию Мечтателя на этом месте.
Возможно, вам будет необходимо разбить проблему на более управляемые куски. Не пытайтесь думать реалистично, это будет позже. Не редактируйте и не оценивайте. Вы даже можете отвлечь свое сознание прослушиванием музыки или выполнением какие-нибудь физических действий. Когда вы намечтались всласть, выйдите обратно позицию наблюдателя.
- Подумайте о том времени, когда вы были предусмотрительны и реалистичны относительно некоторого плана вашего или чьего-то еще. То время, когда вы приводили какой-нибудь план в действие изящным и эффективным способом. Если у вас возникли трудности, подумайте о человеке, которого вы смогли бы скопировать. Либо спросите, что он думает относительно приведения плана в действие, либо прикиньтесь им. «Если бы я был X, как бы я приводил план в действие?» Действуйте так, как будто вы и есть X.
Когда вы будете готовы, перейдите в позицию Реалиста на этом месте вы заякорили свои ресурсы и состояние реалиста. Когда вы закончите переживать свой опыт реалиста, вернитесь в позицию наблюдателя.
- Наконец, оценка. Критик. Вспомните то время, когда вы критиковали какой-нибудь план конструктивным способом, видели, как слабость, так и силу, выявляли проблемы. Это мог быть один из ваших собственных проектов или проект коллеги. Опять же, если это трудно, скопируйте известного вам хорошего критика. Когда у вас будет подходящий опыт, перейдите на третье место, определенное вами, и переживите опыт. Когда закончите, выйдите.
То, что вы сделали, это привязка Мечтателя, Критика и Реалиста к трем различным местам. Вы можете использовать три места в своем рабочем кабинете или даже три отдельные комнаты. Возможно, вы обнаружите, что переход в одну позицию оказывается для вас более легким, чем переход в другие. Вы могли бы сделать некоторые заключения относительно тех планов, которые вы реализуете. Каждая из этих позиций сама по себе фактически является стратегией. Данная стратегия творчества является суперстратегией, включающей в себя три отдельные стратегии.
- Возьмите проблему или результат, с которым вы хотите поработать. Встаньте на место Мечтателя и дайте свободу своим мыслям. Мечтатель не обязан быть Реалистом. Мечты обычно представлены картинками, и ваш мечтатель, вероятно, использует визуально сконструированные представления. (Небо — это ограничение.) Не позволяйте реальности давить на ваши мысли. Мега Мозговой штурм. Что бы вы сделали, если бы точно не могли потерпеть неудачу? Мечтателя можно было бы выразить одной фразой: «Интересно, что будет, если…» Когда вы закончите, вернитесь в позицию наблюдателя. Что бы вам ни говорили в школе, мечтание может быть полезным, креативным и приятным времяпрепровождением.
- Войдите в позицию Реалиста и подумайте о плане, о котором вы только что мечтали. Упорядочьте свои идеи. Как их можно реализовать на практике? Что следует изменить, чтобы сделать их более реалистичными? Когда вы будете удовлетворены ответом на эти вопросы, вернитесь снова в позицию наблюдателя. Фраза для реалиста: «Как я могу это реализовать?» Ваш Реалист по преимуществу, «человек действия».
- Далее, войдите в позицию Критика и проверьте, и оцените свой план. Может быть, что-то упущено? Если этот план требует сотрудничества с другими людьми то, что они найдут в нем для себя? Что вы сами получите из его реализации? Это интересно? Каковы неожиданные результаты и компенсация? Критик спрашивает: «Что упущено? Что это мне даст?» Оказывается, Критик более оперирует внутренним диалогом.
- Снова войдите в позицию Мечтателя и внесите в план творческие изменения, учитывая то, чему вы научились у критика и реалиста. Продолжайте переходить из позиции в позицию до тех пор, пока ваш план не будет гармонично устраивать каждого из них. В каждой позиции у вас будут свои, отличающиеся от других телесные проявления и мысли, поэтому убедитесь в том, что результат не изменяется от одной позиции к другой.
Чтобы убедиться, что критика является более конструктивной, чем деструктивной, помните, что Критик не более реалистичен, чем Мечтатель. Это просто другой способ размышления о возможностях. Критик не должен критиковать Мечтателя или Реалиста. Критик должен критиковать план. Некоторые люди начинают критиковать себя и испытывать неприятные ощущения вместо того, чтобы использовать критику как полезную обратную связь относительно своего плана. Иногда Критик появляется слишком рано и разносит в пух и прах мечту.
Некоторые люди используют эту стратегию естественным образом. У них есть специальная комната или место, где они думают креативно. Существует другое место для практического планирования, и есть еще место для оценивания критики. Когда эти три способа мышления четко разделены в пространстве, каждый может делать то, что у него получается наилучшим образом, без помех. Лишь в том случае, когда окончательная идея начинает работать на каждом месте в отдельности, они готовы к действию. В конце этого процесса, вы получите план, который не будет встречать сопротивления. Вопрос уже будет не в том, «буду ли я делать это. Он будет звучать по-другому: «Я должен это сделать. Что бы я мог еще сделать?»
Послесловие.
Ну что добавить… вроде бы нечего. Творите.