Привет. Эта статья необходима для того, чтобы в дальнейшем читателям было проще разобраться с моделями и моделированием, а так же прочими темами, с которыми они могут столкнуться на нашем сайте. Эта статья призвана ответить на часто возникающие вопросы, в том числе и о терминах, например, модальности, субмодальности и другие, которые часто и густо употребляются нами. Здесь мы разложим все на простые и легкие компоненты, чтобы потом опять все собрать вместе уже в понятной форме. Итак поехали.
Ввод информации, модальности.
Чтобы начать с самого начала, стоит упомянуть о том, что есть такой феномен информация. Именно ее человек получает из окружающего мира, “вводит” себе в психику с помощью органов чувств, а это зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Еще они могут быть названы каналы восприятия информации или модальности. Других способов получить информацию из мира у человека нет. И, выражаясь точнее, информация, которую человек ввел себе в психику из мира и есть мир для него. Иных способов познать мир у человека просто нет.
Здесь стоит сделать ремарку. У человека есть еще органы получения информации из мира, например, проприоцептивная система или рецепторы температуры и так далее. Для простоты мы все это объединили в осязании.
Очень важно понять несколько моментов про “ввод” информации. Во-первых, орган, получающий информацию, работает все время. Иными словами, ухо слышит постоянно вне зависимости от того, чем вы заняты, обращаете на это внимание либо нет. То же самое происходит со зрением, осязанием и прочим. Это легко проверить обратив внимание, например, на то, что чувствуют ваши стопы в момент чтения этой статьи. Пока не обращали внимания на ощущения в стопах, их, этих ощущений, как-будто не существовало, но они были. И тут мы подходим к сознательному восприятию информации и неосознанному. Когда мы сознательно сосредотачиваемся на чем-то в мире, например, слушаем любимую музыку, остальное воспринимается неосознанно, но органы чувств работают постоянно. А это значит, что психика постоянно подпитывается информацией, а мы лишь сознательно переключаемся между значимыми для нас частями этой информации. Все остальные, не значимые куски информации вводятся в психику неосознанно.
Обработка информации, субмодальности.
После того, как информация введена в психику, она будет обработана. Опять же, сознательно мы будем “прыгать” по субъективно значимым для нас частям этой информации в процессе ее обработки. Сознательно мы будем “прыгать” не только при обработке или на стадии ввода информации, мы будем “перескакивать” и туда и сюда. Неосознанно же будет обработана вся информация попавшая к нам в психику.
Здесь стоит разобраться с термином “обработана”. Что значит “обработана”, чем и как? Обработанной информация становится тогда, когда у нас в психике появляется репрезентация в определенной модальности человеческого опыта. Когда у нас внутри появляется картинка, запах, вкус, звук или ощущение того, что мы восприняли из мира – информация становится обработанной. Причем не всегда совпадают модальности на стадии ввода информации и ее обработки. Например, мы можем что-то увидеть снаружи, например фильм, а внутри почувствуем, что он нам нравится. То есть, человек способен переводить информацию из одной модальности в другую. Это важно, особенно важно это развивать, но это тема для другой статьи.
Кроме того, человеку нужно отличать одни репрезентации от других в пределах одной модальности. Это значит, что человеку необходимо отличать одни картинки от других, одни ощущения от других и так далее. “Так это очень легко сделать по содержанию картинки”, – скажете вы и будете не правы. На самом деле люди не различают картинки и прочие репрезентации по содержанию и немного ниже мы узнаем почему. Они различают картинки и прочие репрезентации по субмодальностям.
Для начала, что такое субмодальности? Субмодальности – это различия, которые человек может создать в пределах одной модальности. А если более просто, то субмодальности – это характеристики, которые человек присваивает репрезентациям в разных модальностях, для того чтобы:
- отличить одни репрезентации от других,
- выразить свое отношение к содержанию этой репрезентации;
- структурировать и организовывать данные у себя в психике;
- определять свою оценку важности содержания репрезентации;
- придаем значение своему опыту.
Отдельно про субмодальности.
Субмодальности бывают разные. Фактически их невероятное множество, но можно выделить основные. Ниже будет приведен список и, конечно, он не полон. Как вы делаете различия между своими репрезентациями? Этот список можно дополнять.
Субмодальности | ||
Визуальные | Аудиальные | Кинестетические |
Яркость/тусклость | Высота | Давление |
Перспектива (точка зрения) | Расстояние | Движение |
Размер | Темп (скорость) | Расположение |
Ассоциированный (вижу своими глазами) | Контраст | Длительность |
Диссоциированный (вижу себя со стороны) | Громкость | Протяженность |
Цветной/черно-белый | Эхо | Интенсивность |
Передний план/Задний план | Фигура-фон | Текстура |
Насыщенность (живость) | Ритм | Форма |
Я/контекст | Четкость | Температура |
Баланс цветов или оттенков | Непрерывный или прерывающийся | Частота/темп |
Частота или количество (разделенный экран или множественные образы) | Количество | Количество |
Очертания | Симметрия | Сладкий |
Расположение | Тембр или тональность | Кислый |
Рамка | Резонанс с контекстом | Соленый |
Панорама (угол зрения) | Дискретный (слова) | Горький |
Расстояние | Источник внешний или внутренний | Горелый |
Аспектное отношение (высота к ширине) | Ассоциированный-диссоциированный | Ароматный |
Контраст | Моно-Стерео | Вонючий |
Четкость | Длительность | Душистый |
Оринтация (наклон, вращение) | Расположение (куда и как направлен) | Кожное чувство |
Фокус | Мышечное чувство или прочие внутренние ощущения | |
Длительность | Оценочные (мета) ощущения “по-поводу” (эмоции) | |
Плотность (зернистость, фрагментарность) | ||
Движение (слайд, фильм) | ||
Скорость | ||
Прозрачность/непрозрачность | ||
Направление | ||
Мерцание | ||
Трехмерный/плоский | ||
Направление освещения | ||
Горизонтальная или вертикальная опора | ||
Симметрия | ||
Дискретный (печатный) | ||
Блеск | ||
Увеличение | ||
Текстура |
Плохие воспоминания, как бы мы их не хранили – картинкой, звуком ли и т.д., будут иметь определенные характеристики. Так же и хорошие, они будут другими по своим субмодальностям. Репрезентации близких людей и врагов будут разными, как того что мы любим и не любим. У всего будут разные субмодальности, но у некоторых репрезентаций они будут похожими. Это будет у репрезентаций одного типа. Например, у всего что мы понимаем и знаем, чаще преобладают субмодальности четкость и яркость, конечно если мы представим это визуально. У вещей для нас малопонятных и слабоизвестных, будут нечеткие мутные субмодальности. Правда может быть и иначе, потому как это все очень индивидуально. Следует посвятить какое-то время изучению своих индивидуальностей.
Стратегии, модальности и субмодальности.
Все субмодальности имеют свои предельные значения – интенсивность. У каждого человека она своя. Причем, она своя и для каждой модальности и для каждой субмодальности. Вполне может быть, что у одного и того человека очень развит диапазон четкость-размытость и крайне узок диапазон яркость-тусклость. Опираясь на это можно сказать, что у каждого человека есть диапазон. Пределы этого диапазона и есть границы личности человека. Мы не будем обсуждать как это формируется, достаточно знать, что это меняется.
В ходе жизни диапазон человека увеличивается. Крайне редко бывает, чтобы диапазон уменьшился. Благодаря тому, что диапазон становится “шире”, человеку становятся доступными большее количество реакций, моделей поведения и психической активности. Мы считаем, что это приходит с опытом.
Разница в диапазонах делает нас индивидуальностями. Именно эта разница отличает нас от других, делает наше поведение и образ мысли уникальными.
Кто хочет узнать больше, посмотрите в этой книге, или в этой, или даже этой.
Получается так. Человек получает, вводит, информацию из окружающего мира. После этого он обрабатывает ее и присваивает субмодальностные характеристики. Затем на основе этой обработанной информации человек формирует свою реакцию и выводит ее в окружающий мир. Тот порядок, которым эта информация вошла, прошла через психику и вышла из нее наружу называется стратегия. Это значит, что есть порядок шагов, по которым проходит информация. Для разных типов информации, разные порядки шагов – стратегии. Для обучения она одна, для агрессии – другая, для любви – третья. Иногда они похожи, а иногда различаются. Различаются они по модальностям и субмодальностям, а еще по порядку и количеству шагов стратегии, ну и контекстам ее действия.
Одни стратегии эффективны, то есть приводят к результату, другие – нет. У одних людей стратегии эффективнее, чем у других. Кто-то лучше продает, кто-то лучше пишет стихи. Так как у разных людей разный диапазон, стратегии одних людей могут быть недоступны для других. Это из-за того, что стратегии одних людей будут просто выходить или полностью находиться вне пределов диапазонов других. Хорошая новость в том, что свой диапазон можно развить.
Моделирование.
Перенятие стратегий или их элементов у одних людей другими называется моделирование. Этот процесс очень похож на обучение, но все же отличается. Моделирование имеет ряд преимуществ перед обычным обучением чему-либо. Вот они:
- Моделирование быстрее чем обучение в разы;
- Моделирование позволяет понять внутреннюю структуру того, что ты перенимаешь;
- Моделирование гораздо более избирательно и экологично;
- Моделирование сложнее, но и интереснее;
- Обучение, можно включить в процесс моделирования;
- Результат обучения – навык, а у моделирования еще и модель.
Моделью можно назвать уже перенятую и описанную стратегию, в которой ясен каждый шаг, его модальность и субмодальности. Модель может объяснить почему стратегия именно так устроена, почему тут и там именно эти шаги именно в этих модальностях и субмодальностях. Модель приводит к результату. Вот, что такое модель.
Заключение.
Здесь и далее в наших текстах будет использоваться многое из того, что описано в этом тексте. Мы любим моделирование и много им занимаемся. Этому и посвящен этот блог – психологическому моделированию. Некоторые интересные и занимательные модели или их элементы, мы будем выкладывать здесь. Некоторые же модели настолько ценны, что могут быть только предметом бизнеса. А некоторые модели и есть сам бизнес ). В любом случае, этот текст позволит лучше понимать все, что было, есть и будет в этом блоге.